Expedition 33 неожиданно представляет одну из величайших и самых неожиданных лицензионных игр всех времен — и я здесь ради этого.
Презентация Xbox на Summer Games Fest стала настоящим хитом, вернувшим классическую атмосферу E3, — но из всех представленных в трансляции игр мое внимание привлекла одна новая игра — стильная ролевая игра Clair Obscur: Expedition 33.
Недавно мне удалось увидеть немного больше игры — и я рад сказать, что мое первоначальное любопытство, похоже, было оправдано. Кто не любит, когда его правота доказывается, в конце концов?
Разработчики Expedition 33 описывают ее как «эволюцию JRPG», и именно отсюда происходит грандиозное сравнение в заголовке этой статьи. Я говорю, конечно, о The Lord of the Rings: The Third Age 2004 года, увлекательной лицензионной игре, разработанной EA, в которой западная команда разработчиков выпустила игру по вселенной Толкиена, которая по сути была Final Fantasy 10. EA это приняла; они даже проводили маркетинговые связи с фан-сайтами Final Fantasy, в то время как такие сайты играли роль влиятельных лиц сейчас. Получившаяся игра была одновременно увлекательной и довольно хорошей.
Для Expedition 33 сравнением служит еще один разработанный в Японии ролевой монстр: Persona 5. Хотя в этой игре нет системы отслеживания связей, которая определяет Persona, в бою она выглядит дико знакомой — стремительные движения камеры, анимация, привязанная к вашим движениям в меню, изящные подсказки пользовательского интерфейса и так далее. Это сложно объяснить, но суть в том, что вы смотрите на это и говорите: «О, это Persona». Именно такую реакцию вызвал первый трейлер в сети — и полная версия игры показывает, что это не было случайностью.
Бой следует общему темпу Persona 5. Я спрашиваю разработчиков, есть ли эквивалент механики «передачи эстафетной палочки», которая позволяет игрокам изменять установленный порядок хода, так как я не вижу этого в демоверсии. «Конечно», — отвечают они, ухмыляясь. Эти сходства имеют смысл — Persona 5, возможно, является самой захватывающей на вид итерацией традиционного пошагового боя из когда-либо выпущенных, в конце концов. Представители разработчика Sandfall Interactive не стесняются сравнения. Если что, они гордятся этим — они носят свое вдохновение на рукаве.
Однако это вдохновение смешано с другими идеями, такими как частые быстрые события в бою и ввод на основе времени, разработанные, предположительно, для того, чтобы бой ощущался более активным, чем просто выбор наиболее эффективной атаки из меню. В конце битвы за отсутствие повреждений выдаются бонусы, а успешные парирования и уклонения суммируются, как и общий нанесенный урон.
Независимо от этого, становится трудно непредварительный просмотр этой игры, особенно с точки зрения невмешательства, не сравнивая ее с Persona. Например, кажется уместным, что этот вестерн, разработанный во Франции, не ориентирован на старшеклассников. Вместо этого смертельная борьба ведется среди тридцатилетних. В мире Clair Obscur богоподобное существо рисует число в небе над Парижем в альтернативной временной линии. Нарисованное число — смертный приговор: все, кто в этом возрасте, скоро умрут. Их число достигло своего предела, и экспедиция 33-летних отправляется в путешествие, чтобы попытаться убить бога и спасти свои собственные жизни.
Он выглядит великолепно, и мне было приятно увидеть диапазон окружения. Я беспокоился, что все это может быть в этой стимпанковой версии Парижа, но нет — часть этого практического действия, по-видимому, происходит под водой. В коротком вертикальном срезе повествование бессмысленно — но актерская игра и красивые модели персонажей передают идею, что это должно быть повествовательное путешествие, которое стоит того, чтобы его совершить.
В прошлом году директор Final Fantasy 16 Наоки Ёсида начал целую дискуссию о термине «JRPG» и даже поднял вопрос о том, является ли этот термин дискриминационным по отношению к японским играм. В то время у меня было другое мнение. «Я использую термин «JRPG» для обозначения подмножества дизайнерских и стилистических черт, которые были выведены в Японии в 80-х и 90-х годах», — высказал я свое мнение. По иронии судьбы, игра, которую делал Ёсида, действительно была ролевой игрой, сделанной в Японии, но для меня она не имела признаков JRPG. Он делал другой вид игры.
Время от времени появляется игра, которая воплощает это. Вы получаете Lord of the Rings: The Third Age для FF10 или Undertale для Mother 2. И теперь, возможно, у нас есть Clair Obscur: Expedition 33 для Persona 5. Я думаю, что то, что она предлагает, захватывающе — сказал с оговоркой, что я пока видел только отснятый материал — и в такую игру действительно нужно играть, и в течение длительного периода времени, чтобы по-настоящему понять. Что я могу сказать наверняка, так это то, что мой интерес теперь зафиксирован. Я надеюсь, что полная игра сможет соответствовать высокому статусу своих вдохновителей.
Clair Obscur: Expedition 33 выйдет в какой-то момент в 2025 году для ПК, PS5 и Xbox Series S/X.